Sunday, February 26, 2012

КПРФ: отказываясь от национализации

Н.Ольгинский

Несмотря на всю свою политическую покладистость, «мирное сосуществование» с российским капитализмом и олигархическим режимом Путина, КПРФ никогда не вос
принималась бизнесом гармонично. По одной причине: эта партия  спекулировала программным пунктом об отмене итогов приватизации и о национализации ключевых отраслей экономики. Конечно, никакой олигарх не верил в готовность КПРФ провести национализацию. Более того, КПРФ доказала это, когда находясь в ельцинском правительстве в 1998 г. не сделала ничего в направлении национализации. Но все-таки словесное упоминание популярного в народе лозунга национализации ключевых отраслей портило политкорректность КПРФ и отводило ей хотя  и важное место в системе путинского режима (в качестве сифона для спуска пара из котла), но все-таки в качестве плохо воспитанного ребенка. Даже шутки о национализации в обществе олигархов – это полнейший моветон. С другой стороны, лозунг национализации ключевых отраслей всегда находил отклик у простых людей. По одной простой причине: пока стратегические отрасли находятся в частных, т.е. неизбежно олигархических и столь же неизбежно компрадорских руках, ни о каком реальном улучшении жизни простых людей говорить невозможно: плоды труда народа будут уходить в карманы крупных собственников и международным банкам.

Но ситуация меняется. Если в программе КПРФ к декабрьским выборам еще значился пункт национализации ключевых отраслей, то в предвыборной программе Зюганова об этом уже не говорится. Вместо этого осталось только: «национализация затронет нефтегазовый комплекс, банковскую сферу, энергетику, авиастроение, железнодорожный транспорт». Возникает вопрос: что такое «затронет»? насколько «затронет»? Здесь Зюганов не обещает ничего нового по сравнению с Путиным, потому что Путин в начале своего правления тоже «затронул», однако так, что именно при нем олигархи расцвели пуще, чем при Ельцине.
Далее программа Зюганова говорит: «При этом тем, кто овладел народным добром в 90-е, но вложился затем в развитие производства, мы предложим достойную компенсацию». «Достойная компенсация» – это выкуп. В первую очередь, это означает узаконивание мафиозного разграбления госсобственности в 1990-е годы: обменяй награбленное на деньги. Во-вторых, это ничем это отличается от путинских «национализаций». Точно так же Абрамович при путинской «национализации» Сибнефти получил «достойную компенсацию» в 13 млрд долл., купил на нее Челси и еще осталось на карманные расходы. Более того, сегодня подобная «национализация» – просто сказка для олигархов: в условиях кризиса прибыли капиталистических предприятий находятся под угрозой и олигархи предпочитают деньги вместо заводов, которые не дают нужной прибыли и которые завтра, возможно, придется закрывать. Недаром самым богатым олигархом России стал Прохоров, который вовремя продал акции заводов и остался с деньгами в сравнении с бывшим самым богатым олигархом Дерипаской, влипшим в долги со своими заводами.
КПРФ продолжает: «Основу банковской системы России составят государственные банки, включая Внешторгбанк, Сбербанк, Стройбанк, Сельхозбанк. Они обеспечат рациональное использование финансовых ресурсов страны и эффективное денежное обращение. Сохранятся коммерческие банки, услуги которых позволят стимулировать экономическое и социальное развитие». Иными словами, о национализации банковской сферы у Зюганова в реальности нет и речи. А финансовая сфера – это главный механизм спекуляций и ограбления страны; именно через коммерческие банки и филиалы иностранных банков из России выводятся огромные суммы. Банковская сфера должна быть национализирована в первую очередь, еще раньше, чем стратегические отрасли. В этом пункте тоже КПРФ не предлагает ничего отличного от той системы, которая фактически сегодня существует в России. Сегодня тоже есть «государственные» банки, и есть коммерческие банки, которые, по мнению Путина, «стимулируют экономическое и социальное развитие». Т.е. единственная претензия Зюганова – это что при нем современная система будет работать лучше.
Ну и самым трогательным моментом является протянутая Зюгановым олигархам рука дружбы: «Этих людей [олигархов] мы готовы обеспечить работой в качестве специалистов и пригласить их к участию в интересных проектах как инвесторов. Наша команда готова к диалогу и разумному компромиссу…». Но и здесь КПРФ опоздала. «Разумный компромисс» с олигархами – в этом Путин гораздо более умел, чем Зюганов. Режим Путина сформировался именно на основе «разумного компромисса» и частичного выкупа собственности у олигархов.
Ну и чтобы окончательно показать бизнесу свою респектабельность, КПРФ обещает, что «Налоги для предприятий реального сектора экономики снизятся». Это означает снижение налогов на те самые нефтяные, алюминиевые, металлургические, лесные и прочие компании вполне «реального сектора», который принадлежит российским олигархам. Снижение налогов – это главное требование всех олигархов.

Современная предвыборная программа КПРФ уже даже на словах не имеет практически ничего прогрессивного. Пункт о национализации фактически выкинут на помойку. Там где от нее еще остается какая-то тень, Зюганов постоянно за это извиняется  в стиле «только не подумайте ничего плохого». Вся остальная часть программы – это те же популистские  обещания хорошей жизни, которыми наполнена программа Путина. Отказываясь от национализации, КПРФ даже на словах не может трудящимся предложить ничего. КПРФ говорит о «новом курсе», но в итоге в сущности ее предложения не противоречат не только режиму Путина, но во многом и его современной политике. Разница заключается лишь в деталях, которыми Зюганов хочет доказать, что он – лучший управляющий для путинской системы, чем сам Путин.
Между тем национализация сегодня является краеугольным камнем. Без национализации ключевых отраслей будет продолжатся разграбление российских природных ресурсов, выкачивание финансов из страны, рост тарифов и цен. Более того, без национализаций невозможно противостоять кризису, при котором частный капитал сворачивает производство, снижает заработки и увольняет; для борьбы с кризисом в государственной собственности нужно иметь ключевые рычаги управления экономикой. Поэтому в рамках начавшегося в стране протестного движения необходимо объединение вокруг стратегического лозунга безвозмездной национализации ключевых отраслей.

No comments:

Post a Comment